Контролируемые риски

Американские горки 07/03/2015 - 15:43
 
Какие риски сегодня существуют в индустрии развлечений? Чем наиболее рискует владелец парка или площадки аттракционов? И самое главное, с помощью каких инструментов можно этими рисками управлять?
 
Ответ на эти вопросы не лежит на поверхности, он требует квалифицированного анализа. Потребность в таком риск-ориентированном подходе к бизнесу становится все более очевидной, поскольку цена ошибки в принятии решений  возрастает с каждым годом. Грамотное риск-планирование позволяет избегать незапланированных убытков.
 
Многие ошибочно считают, что материальный ущерб является главным риском в работе организации. Однако по оценке компании AON (AON Biennial Risk Management & Risk Financing Survey), пальму первенства в иерархии рисков на протяжении последних лет держат риски потери репутации, риски перерыва в производстве и несчастные случаи. Индустрия развлечений имеет свои особенности в плане риск-менеджемента. Здесь одни из самых важных рисков кроются уже на этапе инвестиционного замысла. Показателен пример парижского «Диснейленда», который, будучи запущенным в 1992 году, уже через два года был на грани банкротства. Спустя 20 лет парк все еще остается убыточным, и одной из главных причин низкой посещаемости является игнорирование французской культуры. Французы в этом плане весьма щепетильны и не очень разделяют американские ценности.  
 
Однако даже при правильном инвестиционном замысле можно понести серьезные убытки, если весь бизнес завязан на один ключевой объект, к примеру, американские горки. Выход одного аттракциона из строя резко снижает посещаемость парка в целом, если большинство посетителей нацелены прокатиться именно на нем. И хотя, как материально-вещественный объект, он полностью застрахован, его восстановление может занять значительное время: заказ нового оборудования, сроки изготовления, монтаж и прочее. В течение всего этого времени парк будет нести убытки. В этом случае целесообразно дополнить страхование имущества (оборудования) полисом страхования перерыва в производстве, который гарантирует страхователю возмещение дохода, аналогичному при использовании оборудования в нормальном режиме.
 
Зачастую убытки образуются вследствие такого  неожиданного фактора, как погода. Проливные дожди в летний сезон или отсутствие снега зимой могут повлечь самые серьезные последствия для владельца развлекательного бизнеса. Показателен пример одного польского бизнесмена, который построил горнолыжный спуск в Гданьске. После этого в городе в течение пяти лет не было снега.
 
Гораздо более серьезные последствия связаны не с недостатком, а с избытком снега. Страхование на случай плохой погоды в определенной степени может смягчить горечь финансовых потерь, однако с учетом его высокой стоимости и целого ряда оговорок радикальным средством снижения риска оно не является.
 
Что же касается риска потери репутации, то, как правило, это связано с определенными событиями, которые и становятся причиной ее потери. Многим памятен случай, вошедший в современную историю как трагедия на Немиге, когда во время пивного праздника  в центре Минска внезапно хлынул дождь, и люди толпой ринулись в метро. В страшной давке погибло 53 человека. Родственники погибших заявляли многочисленные иски к организаторам праздника, но безуспешно. С тех пор прошло почти 15 лет, уровень правовой культуры людей поднялся и совершенно понятно, что, случись такое в наши дни, правовая оценка ситуации была бы иной, равно  как и суммы исков. Почему был приведен этот пример? Потому что парки аттракционов – это тоже большое скопление людей, уже не говоря о том, что сами аттракционы – эти чудеса инженерной мысли – несут в себе риски.
 
По данным The U.S. Consumer Product Safety Commission ежегодно американские парки развлечений посещает более 270 млн. человек. Согласно другой информации – медицинской, ежегодно примерно 20 тысяч американских детей младше 14 лет получают в парках аттракционов травмы различной степени тяжести. Надо полагать, этот показатель в странах бывшего СССР существенно выше вследствие износа оборудования, менее строгого контроля за безопасностью, да и просто отсутствия реальной статистики.
 
Какой способ снижения риска здесь выбрать? Да, можно приобрести полис страхования гражданской ответственности, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. Однако стоимость страхового покрытия напрямую увязывается с состоянием оборудования, обеспечением мер безопасности при работе аттракциона и ряда других факторов.
 
Любая серьезная компания, осознающая потенциальные угрозы, должна или иметь в своем штате опытного специалиста по рискам, или же пользоваться услугами независимого консультанта. Дорого ли стоят такие услуги? Смотрите сами. При реализации инвестиционного проекта  стоимостью в размере 1 миллиард долларов на территории одной из наших бывших среднеазиатских республик различные локальные страховщики давали разные ценовые предложения по основному спектру рисков. Но ни одно из них не было ниже показателя 3,5% от стоимости всего проекта (тут учитывались и политические факторы, и географическое положение объекта, высокая сейсмичность и множество других аспектов). Поскольку локальные страховщики в лучшем случае могли взять на себя не более десяти процентов от риска, инвестору был предложен вариант «плясать» от перестрахования, то есть ставка по перестрахованию будет определять ставку по прямому страхованию. После нашего обращения к международным перестраховщикам, последние тут же потребовали независимую оценку рисков (risk assessment). Разработка этого документа заняла почти полгода и обошлась в очень серьезную сумму (почти полмиллиона долларов). Однако, после  тщательного изучения представленного документа, международным перестраховочным рынком была озвучена ставка на уровне 0,8%, которую прямые страховщики вынуждены были принять за основу. А это позволило только на страховании сэкономить свыше 20 миллионов долларов. То есть в данном случае один потраченный доллар принес  эффект в размере 40 долларов.
 
Иными словами, если мы говорим о цене, то оценка рисков является своего рода проектированием управления риском (включая страхование и нестраховые методы), и оценивается примерно в той же пропорции что и проектные работы по отношению к общим затратам на строительство.
 
Подводя итог, стоит отметить, что риски в бизнесе всегда были, есть и будут. Их общий объем остается неизменным. Когда одни риски исчезают, на их место приходят другие. Но меняется отношение к рискам. Может показаться забавным, как в крупнейших западных компаниях по требованию риск-менеджеров устраивают тренинги по переноске тяжелых предметов из комнаты в комнату. Но последними смеются риск-менеджеры.
 
Риски в наше время уже не рассматриваются как нечто неизбежное – Божья кара или удар судьбы. Грамотное управление рисками не оградит бизнес от случайностей, однако оно гарантированно не позволит им его разрушить. 
 
Алексей Кузнецов
«Восточно-Европейская консалтинговая компания», г. Минск